«Неумышленное фарисейство» Лэрри Осборн.

Для того, чтобы укротить благое желание быстро наполнять свои полки полезными книгами христианских авторов, я решила, что сперва должна прочесть уже имеющиеся. Но не только прочесть, а и написать на них рецензии. Именно с этого поста я хочу начать писать отзывы о книгах, которые не только оказали впечатление, но и наставили, помогли глубже относиться к самому важному источнику мудрости – Библии. Помолитесь обо мне, ибо эти отзывы могут быть кому-то полезными.

На странице одного из братьев, случилось то, что называют «холливаром». Вполне неумышленно молодой человек сподвигнул христиан на конфликт тем, что он посчитал нужным дифференцировать некую внешнюю деталь в стиле на благочестивую и менее благочестивую. В этой перепалке, я увидела комментарий с рекомендацией прочесть книгу «Неумышленное фарисейство». Тогда я не думала, что кто-то может так глубоко и ёмко описать проблемы, существующие сегодня в церкви.

Не секрет, что поместные общины имеют множество проблем и искушений. Священное Писание на примере посланий апостолов не дает нам гарантию видеть идеальные церкви. Мы продолжаем бороться с идолами, ересями, развратом, лжепроповедниками, фарисейством и законничеством. О последних двух явлениях говорит Лэрри Осборн.

Книга невероятно щедра на многие щепетильные темы. Она рассказывает, что фарисейство не является чем-то безобидным. Некоторые люди рассматривают фарисейство, как прыщ на лбу, но очень часто прыщ может быть гангреной. Фарисейство и законничество, как грех, не появляются внезапно. Все начинается с претензий на ревностную веру, которая позволяет сковывать себя, близких, принижать маленькую веру остальных, заклевывать и исключать слабых, ставить преграду, заборы, создавать лакмусовые бумажки. Автор отмечает: «Никто не ступает на путь христианства из желания стать фарисеем. Это плохие ребята. Мы все знаем. Точно так же никто и никогда, глядя на себя в зеркало, не видит там фарисея. Я лично никогда не слышал, чтобы кто-то считал себя фарисеем. Я думаю, что и вы таковых не встречали. Это слово всегда характеризует кого-то другого, а не нас».

Проводя параллель между интеллектуальным христианством, полным определений правильной теологии и доктрин, и фарисейством времен Христа, Осборн убеждает нас, что фарисеи не были такими невеждами или неадекватными, как нам кажется. Зная, чем закончилось их состязание с Иисусом Христом, мы слепы к оценке фарисеев. Мы никогда не думаем, что, если бы Новозаветные события развивались не 2000 лет назад, а сейчас – нет никаких гарантий, что мы бы не спешили поехать к фарисеям на семинары, не смотрели бы Youtube, не покупали бы их книги и не разбирали бы их цитаты на домашних группах.

«Когда мы из будущего бросаем взгляд на историю, то нам легко высмеивать и громить фарисеев за их жестокосердную категоричность. Однако я задаю вопрос сам себе, на чьей стороне был бы я, если бы не обладал возможностью заглянуть в конец книги. Этот подход немного отрезвляет, потому что если я честен, то должен согласиться, что ценности фарисеев, их логика, их здравый смысл в спорах с Иисусом не очень-то отличаются от моих собственных или тех из нас, кто живет жизнью серьезного посвящения, ищет славы Богу и любит Библию.»

Опасная сторона фарисейства выглядит безобидно. Они думали, что помогают Богу. Именно по этой причине, фарисеи и законники выходили за рамки Священного Писания, добавляя свои предания. Сегодня, как и вчера, фарисейство выглядит таким же образом. Множество проповедников и пасторов расширяют значения библейских стихов, создают больше рамок, правил, лакмусовых бумажек на тест возрожденности или истинности верующего. Понимание Слова Божьего таким, каким Оно есть – недостаточно.

«Раввины окружили субботу правилами, которые Иисус любил нарушать. Иногда Он совершенно сознательно начинал конфликт, не только исцеляя в субботу, но делая это напоказ (Мк. 3:1-5). Однажды, прежде чем исцелить, Иисус попросил человека с иссохшей рукой встать перед всеми, чтобы фарисеи видели, что Он собирается сделать. И фарисеи были настолько возмущены, что захотели убить Иисуса. Четвертая заповедь запрещала работать в субботу (Исх. 20:8-11), однако слово «работать» очень расплывчато, что способствует возникновению множества толкований. Поэтому религиозные ученые мужи взяли на себя задачу выручить Бога и дать слову «работать» точное определение».

Важно в этой книге то, что Лэрри Осборн не просто говорит о фарисеях, как о неких литературных героях. Он говорит так, чтобы мы познали, в первую очередь, себя и свое сердце. Автор рассказывает истории из своей жизни, о том, каким он раньше был убежденным фарисеем. Субкультура «радикальной религиозности» есть не только сейчас, она идет корнями из тех самых времен, в которые жил наш Спаситель на земле. Радикализм ставит планку всем, включая немощных и новообращенных так, чтобы они спотыкались, падали и сомневались в своей вере. Радикализм показывает нам только примеры отречения, раздачи имущества, миссионерства в глубоких джунглях и другие «тесты», по которым мы не соответствуем. И молчит о Иосифе из Аримафеи, неверии Фомы, отречении Петра, о плачущем мытаре.

«Мое ожидание, что каждый христианин призван стать учеником-суперзвездой (полным рвения экстремистом, лидером, богословом, евангелистом, человеком, кормящим голодных, человеком щедрым до самоотречения, человеком, который изменяет жизнь в далеких странах), было нереалистичным и небиблейским. В моем богословии не находилось места для наставления Павла о том, что нам следовало бы жить спокойно, не лезть в чужие дела и работать своими руками (1Фес. 4:11). Такие стихи ничего не говорили моему сердцу. Они звучали как описание христианина-обывателя, против которого я направлял свои проповеди и на которого смотрел свысока. Поэтому я старался не обращать внимания на подобные стихи и фокусировался только на тех, которые лучше вписывались в мое представление об образе христианина-воина, пинающего под зад сатану и продвигающего царство Христово. Но результатом было не продвижение царства, а постоянно растущее чувство вины. Ведь все, что люди не делали, я считал недостаточным. Я считал, что всегда нужно делать больше, если мы действительно любим Иисуса, хотим исполнить все и стать всем, к чему Он нас призвал.»

Так называемый аскетизм представил собой ложную надежду на самоправедность и безопасность. Автор на примере из Писания показывает, что некоторыми поступками христиане демонстрируют, что их учителем является скорее Иоанн Креститель, нежели Иисус Христос – Тот, кто пил вино на свадьбе, общался с мытарями и разбойниками, спас блудницу и учеников, срывающих колосья в субботу, простил предателя Петра. Субкультурные радикалы создали много проверок, чтобы определить, кто не в их «песочнице».

«Я вырос под сенью старой законнической школы и хорошо знаком с ней. Наши духовные пастыри пристальней заглядывали в наши холодильники, чем в наши сердца. Пиво или вино влекли нас прямо в ад, тогда как дух критики и клеветы считался лишь досадным недостатком, требующим небольшого увещевания.»

Впрочем, помимо «радикальных христиан» Осборн дает глубокие интерпретации таким явлениям, которые активно захватили или захватывают церкви: «финансовая полиция», «ревнители», «жертвенно ориентированные христиане», «евангельски сфокусированные христиане», «христиане-революционеры и органически чувствительные христиане». На первый взгляд, эти термины кажутся положительными. Нам стоит вспомнить, что некоторые идолы в нашей жизни также вполне хорошие вещи – семья, служение, работа, хобби, еда. Вопрос только в том, что иногда принадлежность к такому роду христиан представляют собой не поклонение Богу, а поклонение своей правильности. Это приводит к давлению на тех, кто отличается от нас в теологии, уровню посвященности, во вкусах, методах распределения финансов, времени и так далее.

Наш «радикализм» нас обманывает, когда мы думаем, что способны любить грешников, не слышавших о Христе за тысячи километров от нас, но пинать верующих, которые с нами в одной церкви.

«Законники ведь тоже оказывают милость. Но их милость — с ограничениями. Они являют милость в избытке тем, кто живет на другом конце земли, кому несладко и кто еще не знает Иисуса. Однако они очень скудны на милость по отношению к не очень успешным братьям и сестрам во Христе.»

Еще одной редко обсуждаемой проблемой в этой книге является тема идеализирования первых церквей. К сожалению, многие любят говорить о том, как хорошо было раньше и как плохо сейчас. Но автор с этим не согласен:

«Я всегда спрашиваю людей, которые ругают сегодняшнюю церковь и хотели бы вернуть раннюю церковь: «А вы, вообще, читали Новый Завет?».
Один из самых важных уроков, который мы должны извлечь из недостатков ранней церкви, — это опасность идеализирования прошлого в такой степени, что мы теряем надежду и перспективу в отношении собственного настоящего и будущего. Богу всегда удавалось начертить прямую линию кривой палкой. Он всегда использовал немощных, чтобы через них явить Свою силу. Он всегда избирал недостойных, чтобы явить Свою благодать. Так не нужно удивляться, что Он продолжает делать это и сегодня
»

Можно долго писать о том, как много невероятно актуальных месседжов раскрывает этот шедевр. Например, об опасности бегать за «правильной» терминологией, которую находим у любимых комментаторов Библии. Или о том, как единообразие препятствует единству. О проецировании собственных дарований на других. Главное преимущество этой книги в том, что она показывает выход из фарисейства и законничества, указывая на Иисуса Христа – на то, как Он поступает, как Он мыслит, как Он обличает, как Он относится к немощным, как Он дает им шанс. Важно отметить для особо осмотрительных и скептиков, отстаивающих Lordship Salvation, что автор не поощряет грех, слабость, он не говорит о том, что грешить хорошо и всё в этом духе. Поток благодати, которую он показывает в книге, учит нас понимать то, что все христиане – одно Тело, хоть имеют разные функции и силу.

Отвечу на главные вопросы.
Кому стоит прочесть эту книгу? Книгу стоит читать только верующим, желательно не новообращенным, чтобы не запутаться. Тем, кто видит склонность к фарисейству и легализму и особенно тем, кто этого не видит. Пасторам и служителям в первую очередь.
Для чего нужно прочесть эту книгу? Для проверки своего сердца, мотивов, того, как мы общаемся с близким, как думаем об остальных. После каждой главы есть вопросы, на которые важно ответить. Также книга нужна просто для того, чтобы понимать природу фарисейства.

One comment

  1. Спасибо за эту рецензию. Книга действительно, очень актуальна. Она поможет церкви не выродиться в секту. Я эту книгу даю читать членам церкви. Её вообще стоит прибить к дверям некоторых церквей, как 95 тезисов Лютер. Особенно там, где современные ревнители чистоты рядов, зорко высматривают плевелы, создают ограду из мелочных, небиблейских правил и с неутомимым упорством пропалывают церковное поле.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *