«Конкуренты благодати» Алексей Прокопенко

Посетив прекрасную пасторскую конференцию «Семья служителя», мне таки удосужилось приобрести нашумевшую книгу Алексея Прокопенко «Конкуренты благодати». И знаете, что? Я довольна тем, что появилась возможность прочесть добротный труд для простого понимания благодати и узнать, чем благодать можно вытиснуть из своей христианской жизни.

Интересно наблюдать, как в книге взаимодействуют простые жизненные примеры наблюдений и теологическая терминология, которая могут окунуть неофита в историю и размышления, но при этом не остаться сложными для понимания. Автор на пальцах объясняет, например, в главе «Законничество», что ни один, ни другой взгляд не были библейскими и есть только одно и целостное понимание того, как Бог спасает человека. К слову о главах, писатель разбирает семь врагов благодати.

Законничество у Прокопенко описано в свете учения об оправдании Законом, а также о перспективах добрых дел в вопросе спасения. В отличии от ряда других богословов, автор не упоминает здесь вымышленные в некоторых церквях правила или предания, которые необходимы для соблюдения и спасения. Он говорит о ложной математике, на основании которой некоторые люди научены и хотят спастись. Необходимым для понимания благодати является раскрытие темы о беззаконии. Здесь же он сразу дает понять, что, хотя законничество и беззаконие – противоположные явления, они одинаково не вписываются в истинную веру и попирают прочь благодать. Для того, чтобы подкрепить разницу между драгоценной и «даровой» благодатью, автор цитирует известного теолога и участника антинацистского заговора Дитриха Бонхеффера. По моему скромному (весьма скромному) мнению, некоторые современные общины полны как раз именно этих двух явлений. Одни находятся под гнетом законничества, в которых едва ли не буквально выживают искренние христиане. Другие тонут в ереси беззакония, или, как ещё говорят – легковерия, где Христос может и представляется, как Спаситель, но не как Господин жизни. Поэтому мудрым решением было сразу представить их в тандеме.

Для меня перфекционизм и чувство вины являются детьми законничества, автор же выделяет этому явлению отдельное место, что вполне здраво. Здесь говорится о том, как человек может теоретически вкушать доктрины благодати, но тем не менее, при всей любви к Богу и Его Закону, оставаться в рабстве страха и подавленности. Особо хорошо подмечено, что перфекционизм происходит из-за недоверия Богу в прощении грехов. Для меня важным было заметить умозаключение о том, что возрожденный христианин, к сожалению, может спотыкаться о старые грехи и ему не всегда с легкостью удается распрощаться с ними! То, как описан в этой книге механизм перфекционизма, компенсирует недостаток русскоязычных материалов на эту тематику.

В повествовании о недовольстве и унынии, поднимается очень важная для меня тема. Она о том, как различные штормы, проблемы и даже трагедии могут прийти в жизнь верующего. Часто в таких ситуациях можно впасть в депрессию, уныние и повесить на себя груз грехов. И хотя автор не призывает бездельничать, он говорит, что не все ситуации можно изменить, посему правильным есть доверие Всевластному Господу в любых самых катастрофических обстоятельствах! В этом тоже сила благодати. Замечательная молитва приводится в книге:

«Господи, даруй мне безмятежность и душевный покой, чтобы принять то, чего я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одного от другого.»

Чтобы максимально обезопасить свой отзыв от «спойлеров», скажу совсем вкратце о том, что меня «задело». Это о методизме, а именно о том, как полагаясь на свои силы, а не на благодать, мы не только хотим спастись или угодить Богу, а и «спасти» других. Хотя теоретически я всегда понимала, что ораторские способности, интеллект и знания не являются определяющими для того, чтобы привести человека к покаянию, практически эта идея не покидала меня. Я знала, что лишь могу насаждать, а Бог взращивает, если Ему угодно (1 Коринфянам 3:6-9), но все же имелся страх, что неспособность ответить на все вопросы может навредить или оттолкнуть человека от веры. Тем не менее, в книге имеется ободрения для тех, кто хочет благовествовать и душеопекать, но имеет ряд стереотипов для служения.

Подводя итог, отвечаю на любимые вопросы.
Кому стоит прочесть эту книгу? Хотя у меня есть возражения по некоторым вопросам о пожертвованиях, книга из разряда must have. Её стоит прочесть, как и зрелому христианину, так и новообращенному верующему. Книга маленькая и по размеру, и по количеству страниц, читается быстро, воспринимается легко.
Для чего нужно прочесть эту книгу? Чтобы углубиться в могущество и силу Божьей благодати. Трудно питаться благодатью, когда не знаешь, чего нужно избегать, чтобы наполняться с дерзновением. Можно относительно хорошо знать эти явления и распознавать их, но не менее важно повторять себе истину, как и перечитывать Священное Писание постоянно.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *