«Настоящая община» Джерри Бриджес

Следующим обзором на книгу, достойной нашего внимания, является «Настоящая община. Библейская практика койнонии» Джерри Бриджеса. Эта книга входит в список рекомендуемой литературы Киевской Библейской Церкви для общего назидания и единомыслия. Я не стала замедлять с чтением этой книги, поскольку Бриджес – это один из ярчайших проповедников Благодати. Почему именно она? Потому что мы стали забывать, как по Истине должна выглядеть богоугодная церковь. В обилии разных деноминаций и общин, у нас складывается разное впечатление о жизни верующих. Поэтому эта книга спешит на помощь, чтобы рассказать нам о важном про церковь и отношения христиан.

Это не просто слова о том, что Джерри Бриджес проповедник благодати из-за одного его известного труда. Отношение к благодати виднеется с самого начала книги про библейскую общину. Он начинает с главного – с Иисуса Христа и нашей причастности к Нему через веру.

«Приходя ко Христу, чтобы обрести спасение, мы отказываемся от всякой уверенности в самих себе, всецело возлагая упование на Него. И чтобы вести христианскую жизнь, нам также следует постоянно отвергать любую уверенность в себе, полностью уповая лишь на Него. Но это не значит, что мы должны стать пассивными и исповедовать подход «будь, что будет – отдай Богу» в своей христианской жизни. Напротив, мы призваны к тому, чтобы зависеть от Христа и Святого Духа, задача Которого – передавать нам жизнь Христа, сделав нас способными вести богоугодную жизнь.»

В отличии от многих современников, да и не только, автор не начинает взваливать груз обязанностей, рекомендаций и чувства вины на читателя, чтобы через скорби сделать истинным членом церкви. Прежде всего, он сообщает, что мы должны всегда напоминать себе Евангелие и то, что только благодаря, с помощью и ради Христа мы можем исполнять волю Божью.

«Например, я не раз говорил с искренними, посвященными христианами, признававшими, что их молитвы сухи и механичны. Это часто является следствием неуловимого упования на собственную дисциплину вместо Христа. Нам следует начинать свое молитвенное время с искренних слов: «Господи, даруй мне способность поклоняться Тебе и близко общаться с Тобой. Без Тебя мой разум мертв, а мое сердце холодно, как камень». 

Само слово «койнониа» (греч. koinônia — товарищество, соучастие, общность) имеет широкое и глубокое значение. Но перед тем, как перейти к вопросу о поместной церкви (общине), Бриджес все же начинает с того, что в первую очередь мы, верующие, причастны к Вселенской Церкви.

«Независимо от того, осознаем мы это или нет, все верующие сопричастны общей жизни во Христе. Мы пребываем в братском общении с тысячами христиан из всех народов мира. Хотя с большинством из них мы никогда не встретимся, между нами существует братство. Мы не согласны со многими из них в отношении различных вопросов веры и духовных практик, но, тем не менее, являемся членами одного Тела.»

Этот факт сыграл важную роль в моей жизни. Моя искренняя первая любовь к поместной церкви появилась только тогда, когда я осознала факт, что во всем мире, в разных континентах, есть мои братья и сестры, с которым у нас одинаково бьется сердце в вопросах веры, искушений, благочестия и прочего. Эти люди, многих из которых я никогда не видела, в свое время оказали мне едва ли не реанимирующую помощь. Христос дал мне братьев и сестер, которые, никогда не видев меня в глаза, понимали с точностью мои страхи и боль, направляя меня к Слову. С другой стороны, я понимаю, что могу молиться, переживать и помогать тем людям, которые находятся далеко от меня. Именно после той любви, которую я прочувствовала в Теле, я поняла, что больше не могу находиться без поместной церкви, где на практике должна учиться служить и любить.

«Бог не спасает группы. Он спасает отдельных людей. Каждый из нас должен откликнуться на евангельский призыв покаянием и верой. Но, хотя Бог и спасает нас индивидуально, Он сразу же помещает нас в Тело Христа. Как сказал Павел в 1 Коринфянам 12:13 «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные».

Важным актом есть присоединение христиан к видимой общине. Cегодня чаще проявляется тенденция, когда люди уходят из общины навсегда или не считают важным быть частью церкви. Как правило, в основном это происходит из-за болезненного опыта в отношениях с духовно слабым руководством церквей. Но любой опыт не умоляет требования Слова Божьего быть частью общины, чтобы служить и вместе поклоняться Творцу, насколько это позволяет местность, где мы обитаем.

«Следует отметить, что койнониа — это нечто большее, чем членство в поместной церковной общине. Хотя такое членство играет важную роль, понятие койнонии более обширно. Взаимосвязь, выраженная в койнонии, отражает не членство, а нашу общую жизнь во Христе. Когда для описания Божьей семьи Павел использует эту метафору человеческого тела, он делает это, чтобы изобразить нашу органическую духовную взаимосвязь со Христом и всеми другими верующими по всему миру.»

Автор этой книги дает актуальный и тревожный месседж по поводу того, во что превратилось общение в поместных церквях. Христианский мир захватило преобладание поверхностного времяпровождения друг с другом. В большей степени преобладают разговоры о быте, о мужьях и женах, детях, еде, спорте, политических новостях и так далее. Ярче всего это отображается на молодежных группах: кока-кола, музыка, настольные игры, волейбол и пр. без всякой концентрации размышлять о главном. По своему скромному опыту, я вижу, что многим чуждо и неохотно поддерживать разговор, когда он сводится к духовной теме, к искушениям, грехам или доктринам – а последнее вызывает ещё большее отчуждение и непринятие.

«Возьмите, к примеру, обычное в церквях «общение за кофе». Мы обсуждаем все, что угодно, кроме Писаний. Мы говорим о своей работе и учебе, о любимых спортивных командах, о погоде – практически обо всем, кроме того, чему нас учит Бог через Его Слово и Его дела в нашей жизни.»

Концентрация на земных вопросах в нашем общении, не только часто не созидают душу, духовно и интеллектуально ослабевает нас, она лишает серьезной практики библейского общения, заботы и любви к другим людям.

«Павел увещевает верующих Коринфа иметь братское общение с христианами, которых они никогда не видели и никогда не увидят: с бедняками из верующих в Иерусалиме. Апостол едва ли ожидал, что они вместе с этими нуждающимися будут есть пончики, запивая их кофе. Нет, они должны были порыться в своих карманах и помочь восполнить нужды этих верующих, которые разделяли с ними общую жизнь во Христе.»

Бриджес указывает, что мы не просто должны сухо делиться истинами, которые открыл Господь через Писание, а углубляться в построении доверительных и прочных отношений.

«Впрочем, духовное общение – это нечто большее, чем обмен духовными истинами. Оно также подразумевает необходимость делиться свидетельствами о своих грехах, ошибках и разочарованиях, равно как и о благословениях и радостях.»

Существует много внутренне церковных практик, где бы мы могли обмениваться истинами, делиться тем, что делает Бог в нашей жизни. Одна из такой важной практики является домашняя (малая) группа. Автор также подчеркивает о её необходимости, ведь не трудно догадаться, что присоединение к видимой поместной церкви не только в том, чтобы посещать богослужения по воскресениям. Это постоянное хождение в свете перед братьями и сестрами, и домашняя группа является хорошим средством сближения.

«Никто из нас не обладает духовными ресурсами для «одиночного плаванья» в нашей христианской жизни.

Опираясь на историю первых церквей и свой опыт служителя, Бриджес очень часто во всей книге упоминает материальное или финансовое служение христиан. К сожалению, во многих церквях оно ограничено пожертвованием десятин, и то – не всегда. Однако учитель напоминает о том, что христианам поручено служить таким образом другим людям. И это не просто вопрос выбора, это библейское повеление.

«Нам показывают душераздирающие нужды бездомных детей и голодающих жертв природных катастроф, чтобы вызвать сострадание и воззвать к великодушию. Чем печальнее история, тем успешнее она достигнет цели, добившись отклика наших кошельков. Хотя подобные нужды действительно пробуждают в нас жалость и сострадание, это не должно быть нашим основным мотивом для даяния. Главный мотив – это послушание Богу.»

Возможно финансовое служение в нашей стране не может быть таким радужным, как у земляков Бриджеса, но всё же, мы имеем дерзновение проявлять верность в малом, чтобы идти к большему. Вместо проведения пышных концертов в духе так называемой евангелизации для неверующих, частых проведений «праздников живота», мы можем учить церковь экономить и собирать средства для помощи верующим и неверующим, а также миссионерам, которые оставили уютные квартиры и дома, чтобы посвятить себя далеким странам. Однако, всё должно зиждиться на благодати.

«В нас нет естественной склонности достать что-либо из кармана, чтоб восполнить чью-то нужду, но Божья благодать способна преобразить нас из эгоистичных скупердяев в щедрых даятелей, и эта действующая в нас преображающая благодать приносить славу Богу.»

Итак, повествователь учит, что мы должны коллективно служить Богу и друг другу; искать верных друзей, которым можем полностью открыть своё сердце и проблемы; вместе уметь не только радоваться, но плакать и скорбеть; отрываться от земного притяжения и жертвовать финансами, временем и силами. Может быть кого-то напрягли едва ли не законническое отношение к отдыху и веселью, но я не оставлю вас в неведении о Бриджесе. Он утверждает, что социальное общение (игры, отдых, веселье) является неотъемлемой частью библейской обищны, однако не первостепенной важности.

«Иисус сказал о Себе, что Сын Человеческий пришел, есть и пьет, за что Его назвали чревоугодником и пьяницей (Луки 7:34). Хотя это обвинение, конечно же, было ложным, оно указывает на репутацию Иисуса, как человека, с удовольствием участвовавшего в общественных мероприятиях. Своим частым и сердечным участием в них Он навеки поставил печать Божьего одобрения на христианской социальной активности.»

Как всегда, отвечаю на вопросы.
Кому стоит прочесть эту книгу? Всем верующим, вне зависимости от конфессии, вида служения, времени пребывания во Христе и степенью удовлетворенности вашей поместной церковью.
Для чего нужно прочесть эту книгу? Чтобы выйти из индивидуализма, принеся в жертву Богу свои таланты, дары, ресурсы и самого себя для назидания братьев и сестер. Раскрыть или напомнить себе истинные библейский признаки здоровой поместной общины церкви.

One comment

  1. Спасибо за хороший, информативный обзор, Лилия! Джерри Бриджес относится к числу настоящих учеников Христа и благодатных авторов, чьи книги насыщены Писанием, библейскими принципами, честным размышлением и благодатным отношением к сопричастникам надежды. Слава Господу, Отцу светов за его веру, «ею он и по смерти говорит еще». Кстати, эту книгу Бриджеса я ещё не читал, но после прочтения обзора, хочу найти и непременно прочитать.
    Благодарение Богу за твой отзыв, сестра!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *