«Поверить Богу на слово» Кевин Деянг

«Если вы захотите узнать истину о себе, о людях, о мире, о будущем, о прошлом, о праведной жизни, о Боге, то обратитесь к Божьему Слову. Оно учит только тому, что истинно: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17)»


Мы часто слышим, как люди рассуждают о некоем боге, ссылаясь на свои личные догадки и рассуждения. Часто этот «бог» — идол, желания сердца и помышлений человека. Он существует, поступает, судит и милует так, как выгодно тому, кто о нем говорит. Мемы и шутки о том, чтобы создать «своего бога» или «свою религию» не новы, а являются многовековой забавой человечества. Бог Библии — реален, и чтобы Его действительно познать, нужно довериться Его единственному и самому важному откровению — Слову. Нет более верного, точного и глубокого источника, который наполнит сердце и веру христианина, чем Библия. Нет другого источника, который бы дал грешнику откровение о Нем. Ни чувства, ни опыт, ни личные откровения, ни догадки или сравнения с разными другими источниками не заменят Писание. Книга Кевина Деянга написана с целью влюбить христианина в Священное Писание и указать человеку путь познания Творца.



«Святой Дух действует через Слово. Овцы слышат голос своего Хозяина, когда тот обращается к ним в слове (Ин. 10:27). Другими словами, Слова Божьего более, чем достаточно, чтобы Бог действовал в Своем народе. Нет лучшего способа понять и принять библейское учение о Писании, нежели распахнуть клетку и выпустить Писание на свободу.»

Поскольку книга, в первую очередь, адресована верующим, важно помнить про искушения и проблемы, которые сопровождают многих в отношении к Библии.

«Мы обращаемся к Библии, чтобы узнать о Библии, поскольку судить о ней на основе другого стандарта значило бы сделать ее менее авторитетной, чем она претендует быть. Как писал более пятидесяти лет назад Джеймс Пакер, столкнувшийся с подобным вызовом, «лишь само Писание в праве оценивать наше учение о Писании».

Некоторые христиане могут читать Библию от корочки до корочки, хорошо запоминать отдельные стихи, ветхозаветные истории, имена пророков и царей, цитировать Псалмы на память, но практика жизни показывает отсутствие подчинения и доверия Слову. Как это происходит? Например, некоторые склоняются к светской психологии для решения духовных или жизненных проблем. Другие ищут мистицизма, чтобы понять Божью волю или личное откровение Бога к их жизни. Более того, мистицизм опасен тем, что некоторые сомневаются в своем спасении, потому что когда-то не ощутили чего-то при покаянии. Эти верования, увы, работают тогда, когда Бог через Писание учит не о чувствах, не об эмоциях, не об ощущениях, а о вере в Его Слово и обетования.

«Святой Дух действует через Слово. Овцы слышат голос своего Хозяина, когда тот обращается к ним в слове (Ин. 10:27). Другими словами, Слова Божьего более, чем достаточно, чтобы Бог действовал в Своем народе. Нет лучшего способа понять и принять библейское учение о Писании, нежели распахнуть клетку и выпустить Писание на свободу.»

Христианскую жизнь без влияния Слова Божьего сложно назвать христианской. Я убедилась, что в этом мире существуют сотни чувствований, «свидетельств» представителей других религий, морали, философии, книг и методик, которые могут казаться захватывающими или правильными. Но только Слово Божье является откровением, которое на самом деле имеет единственно необходимое значение в жизни.

«Если мы хотим быть полноценными христианами, нам необходима Библия. Она поможет нам возмужать и научит переносить страдания. Она наделит нас проницательностью и поможет принимать сложные решения. Она укрепит нас, чтобы мы стали терпеливы к другим, достаточно терпеливы, чтобы быть добрыми к тем, кто нас ранит. Библия побудит нас присмотреть за детьми молодых мамочек и молиться за тех, кто находится в больнице. Библия научит нас любить и говорить истину. Она заставит нас заботиться о бедных и быть гостеприимными. Библия может сделать для нас, в нас и через нас очень много. Мы никогда не перерастем Библию, потому что она всегда будет средством нашего роста. Библия не практична только для тех, кто незрел, и неактуальна только для глупцов, считающих, что под солнцем что-то может поменяться.»

Другая опасная сторона пренебрежения Писанием приводит к беззаконию, либерализму, попустительству относительно взглядов на исповедание, брак, жизнь, общество, свободу и т.п. Как правило, ею особо пользуются светские люди, претендующие на знания о христианстве, но этим же могут «страдать» и те, кто причисляет себя к Церкви. Например, принято провозглашать, что «Бог есть любовь», не давая отчета для кого Святой, Праведный, Великий Господь стал любовью, а на кого Он будет изливать вечный гнев за неверие.

«Некоторым людям не нравятся записанные на бумаге тексты и утверждения, потому что это подразумевает стабильность и неизменность смысла, а люди не хотят, чтобы истина была зафиксированной и неизменной. Они бы предпочли, чтобы богодухновенность была более субъективной, чтобы она была связана с эмпирическим опытом, личными переживаниями. Но согласно 2 Пет. 1:19-21 богодухновенность Священного Писания – это объективная, не зависящая от нас реальность.»


Читать Писание с целью удовлетворить морализаторские нужды без осознания их исторической реальности и важности также является неверным отношением к Слову.

«Тот, кто обесценивает историчность библейских событий, живет не в том мире, в котором жили библейские авторы.»


В Писании мы видим, что Иисус исполняет известные в Священных Текстах пророчества, апостолы ссылаются на исторические факты, известные слушателям. Проповедь апостолов и Мессии основаны на важных обетованиях, которые сказаны через Священное Писание. Именно поэтому нам, в наше время, важно апеллировать Словом Божьим для аргументации своих взглядов, а не искать источники в небылицах и собственном наитии мыслей.


«В евангелиях мы видим, что Иисус ссылается на Авеля, Ноя, Авраама, Содом и Гоморру, Исаака и Иакова, манну в пустыне, змея в пустыне, Моисея, давшего Закон, Давида и Соломона, царицу южную, Илию и Елисея, вдову из Сарепты, Неемана, Захария и даже Иону, не ставя под сомнение ни одно событие, чудо или исторический факт. Иисус верил в историчность библейской истории.»

Многие скептики высказывают своё негодование тем, что Писание было написано людьми и из этого исходит вывод, что Слово могло быть ошибочным или переписанным. Однако, Деянг умело объясняет в своей книге, что Бог использовал разных людей для того, чтобы явить Свою волю.

«Для описания процесса божественного вдохновения часто используют выражение «совместное действие», которое означает, что Бог использовал интеллект, способности и личные качества несовершенных людей, чтобы записать то, что носило божественный, непогрешимый характер. В некотором смысле, Библия – одновременно и человеческая, и божественная книга. Но это ни в коем случае не означает, что в Писании есть ошибки. Двойное авторство Писания не подразумевает несовершенство, точно так же как двойственная природа Христа не означает, что наш Спаситель грешил.»


Потрясающе, что с одной стороны Бог использует несовершенных людей для того, чтобы человечество имело Его откровение, но в то же время, Он повествует о вещах, которые являются сверхъестественными и необычными для человеческого опыта.

«Как нам поверить в Бога, который способен совершить невероятное: простить наши проступки, победить наши грехи и дать нам надежду в этом темном мире, если мы не можем поверить, что этот Бог из ничего сотворил мир, подарил деве ребенка и воскресил Своего Сына в третий день? Джеймс Пакер предупреждает: «Нельзя сомневаться в Библии и при этом не потерять полноту истины и полноту жизни. Если мы желаем духовного обновления общества, церквей и нашей собственной жизни, необходимо высоко ценить абсолютную достоверность, то есть безошибочность Священного Писания как богодухновенного и освобождающего Божьего Слова».

Автор целенаправленно критикует либеральное течение христиан, пытающихся найти аллегоричность или миф в том, о чем прямо сказано в Писании. Как упомянуто выше, ни Иисус, ни апостолы не приводили в пример истории с потопом или Ионой, как какую-то хорошую притчу или байку. Напротив, историческое подтверждение и наличие очевидцев (например, очевидцев смерти и воскресения Христа) были точными и убедительными для толпы.

«Мы не верим в мифы. Нам не интересны истории, из которых можно извлечь нравственный урок. Мы не ищем духовного вдохновения в исторически недостоверных рассказах. Всё, о чем говорится в евангелиях, действительно произошло. Бог это предсказал. И Он это исполнил. И Он вдохновил записанное свидетельство об этих событиях. Поэтому мы должны в Него верить. Ничего из всей Библии не было изречено по воле людей. Бог использовал людей, чтобы записать слова, но эти люди делали своё дело, будучи движимы Святым Духом. Библия – это всецело достоверная книга, безошибочная, священная, божественная.»


Кевин Деянг отвечает на прозаичные умствования, будто Писание – сложное или неоднозначное, чтобы человек его понял и смог обрести вечную жизнь.

«Необходимый для спасения минимум может понять даже необразованный человек, используя для этого обычные методы чтения и изучения.»


Несмотря на то, что Писание действительно требует постоянного и тщательного изучения, не каждый текст или история могут быть всегда понятными в силу величия Божьего Слова и наших ограниченных возможностей, автор настаивает, что самые простые и очевидные вещи для того, чтобы спастись и учиться жить в святости изложены так, что понять их может человек с самым низким социальным уровнем.

«Божье Слово доступно и открыто. Как говорил Кальвин, «Бог не загадывает нам сложные загадки, которые держали бы нас в постоянном напряжении, но доступно объясняет необходимое, принимая в расчет человеческие возможности, а значит, и наше невежество».

По моему опыту могу сказать, что люди, которые настаивали на том, что им сложно понять Писание или «всё не так однозначно» исходили из одного помысла сердца – не подчиниться Богу. Десятки агностиков, которых я видела, могли цитировать перефразированные «мудрости» древних философов, гороскопы и обращаться к гадалкам, поскольку библейское требование покаяться и развернуться на 180 градусов от власти над своей жизнью было для них уроном. Тем не менее, церковь на протяжении 2000 лет жила в разные социальные эпохи и это не мешало людям понимать самые главные требования Господа.

«Когда во времена Иосии была вновь найдена книга закона, люди читали ее, понимали и знали, как им нужно поступать (1 Цар. 22-23). Смысл этого написанного много лет назад текста был им понятен. Зачем ещё нужно было угрожать и что-то обещать страдающему, напуганному, беззаконному, отчаявшемуся народу, как не для того, чтобы все они могли ответить на это верой и покаянием?»

Другая проблема, из-за которой колеблются в принятии Писания, происходит из-за намерения  использовать Писание как энциклопедию или ответы на 1001 вопрос. Но нигде в учении, доктринах и самом Слове нет и намека, что Бог обещает ответить на праздное любопытство человека выяснить куда делись динозавры или какой формы планета Земля.

«Достаточность Писания не означает, что Библия говорит нам абсолютно всё, что мы хотим знать обо всем – она говорит нам все, что нам нужно знать, о самом важном. Писание не дает исчерпывающей информации по каждому вопросу, но по каждому вопросу, который оно освещает, оно говорит лишь истину. И в его словах достаточно знания для того, чтобы мы отвернулись от греха, обрели Спасителя, принимали верные решения, угождали Богу и докапывались до корня всех проблем.»


Ошибка креационистов состоит в том, что они пытаются доказать атеистам истинность Бога на тех условиях, которые предоставляют неверующие. Иногда креационисты научно опровергали ложь атеистов касательно теории эволюции или других, псевдонаучных теорий. Однако сам подход остается неверным. Можно приводить в пример научные данные, историю и даже искусство, но основанием для убеждения должна оставаться истина, которая открыта в Священном Писании. Если человек не способен принять сказанное Богом, вы можете потратить месяца и даже годы на пинг-понг научными фактами так и перейдя к главной проблеме вашего оппонента – его грехе и виновности перед Творцом.

«Я симпатизирую христианам, которые пытаются примирить мнение ученых и Библии по какому-либо вопросу. Не нужно торопиться отвергать научные теории. Случается, что мы читаем Библию неправильно. Церковь может заблуждаться долгое время. Но каждому христианину следует согласиться с тем, что если Библия учит одному, а наука – другому, то мы не откажемся от Библии. Две книги откровения неразделимы, но они неравноценны.»


Вопрос так называемой морали или праведной жизни Писание открывает настолько точно, что человеку не нужно изобретать велосипед и насыщаться посторонними источниками, чтобы угодить Богу. Божьей воли в Писании хватит на всю жизнь, чтобы освящаться, каяться и возрастать в уподоблении Христу. Более того, помимо стремления к святости, Слово Божье дает нам защиту от «преданий человеческих» и «неудобноносимых бремен», которые может накладывать, как и общество, так и другие верующие. Только Библия и Святой Дух, действующий через Библию являются ориентиром для нашим мотивов и поступков.


«Признавая, что Писание доступно для понимания, мы признаем ответственность и способность человека толковать Писание самостоятельно, конечно, совместно с общиной, опираясь на историю, традицию и научные исследования. Но в конечном счете учение о понятности означает, что никто не может вынудить меня пойти против моей совести. Только Иисус Христос, который говорит через Слово, есть Господин совести.»


Как-то от представителей ЛГБТ слышала аргумент, что в Новом Завете Иисус ничего не сказал против геев, а значит гомосексуализм – это не такой уж и грех. И если о прелюбодеянии сказано больше во всем Писании, чем о гомосексуализме, то значит, что нечего вообще придираться к однополым отношениям. Но это крайне извращенный и неверный взгляд на толкование Слова. Книга Деянга также учит о целостности Писания без уподобления диспенсационализму.

«Многие либеральные христиане и многие будто евангельские христиане выдвигают идею о том, что мы должны поклоняться Христу, а не Писанию, что Христос должен стоять за пределами и выше Писания. Джеймс Пакер задает вопрос: «Но кто такой этот Христос, судья Писания? Это не Христос Нового Завета и не Христос истории. Тот Христос не судит Писание, Он подчиняется Ему и исполняет его. Он утверждает его авторитет словом и делом».

Иногда послушание Богу может приводить нас к спорам с другими верующими или лжеучителями, и даже лишать нас отношений, авторитета и мирских преимуществ, но мы не должны расстраиваться. Если мы всегда будем помнить, что непогрешимая воля Бога содержится в Писании, то нам должно быть всё равно, кто против нас.

«В чем бы не заключались разногласия католиков, либералов и евангельских христиан, необходимо признать, что нас в первую очередь разделяет именно взгляд на Писание и его авторитет.»


Подытоживая рецензию, возвращаюсь к главному. Цель Писания не сделать нас просто мудрыми или насытить багажом знаний, но уподобить нас, верующих, Христу и быть послушными Ему.

«Главная цель Священного Писания заключается не в том, чтобы мы стали умными, или влиятельными, или богатыми, или чтобы мы получили работу, завели семью, не в том, чтобы избавить нас от проблем или сказать, как нам жить. Его цель в том, чтобы наделить нас достаточной мудростью для того, чтобы мы поверили в Христа и обрели спасение»

Кому нужно прочесть эту книгу? Всем верующим, новообращенным, пасторам, душепопечителям, проповедникам и миссионерам. Эта книга будет очень важна для тех, кто раньше был в еретических сообществах и хочет разобраться в том, как познать Бога. Эту книгу также можно читать тем, кто не считает себя христианином, но хочет узнать о Боге.
Для чего нужно прочесть эту книгу? Для того, чтобы познать важность и необходимость изучения Священного Писания. Понять правильный подход к изучению Слова, избавиться от стереотипов, предрассудков, мифов, мистицизма и либерализма.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *