«Весь Христос» Синклер Фергюсон

С грустью осознаю, что на днях дочитала одну из самых лучших книг в моей жизни, написанную богословом. Так хотелось, чтобы она не заканчивалась, ведь не часто увидишь труд, в котором каждый абзац на вес золота.

Книга «Весь Христос» Синклера Фергюсона проницательным, не размытым, углубленным образом раскрывает важнейшие вопросы для верующих:

Каково место Христа в нашем понимании Евангелия? Куда мы свернули в вопросе Евангелия, и в чем чаще всего ошибаются пастора? Как и кому открывать благую весть?

В ней пишется о любви Отца к нам, о которой мы меньше всего думаем, когда размышляем о спасении.

«Бог любит тебя, потому что Христос умер за тебя!» Как эти слова искажают Евангелие? Они предполагают, что смерть Христа — это причина Божьей любви ко мне. В Писании же, напротив, подчеркивается, что Божья любовь к нам есть причина смерти Христа. На этом сделано ударение в Ин. 3:16. Отец любит не потому, что мы грешники. Но Он любит нас несмотря на то, что мы грешники. Он возлюбил на до того, как Христос умер за нас. Именно по причине Его любви Христос и умер за нас!»

Об истинной задачи Закона и отношению христианина к нему,

«Непреходящая роль Божьего закона состоит не в том, чтобы служить стандартом, которому люди должны соответствовать для получения оправдания, а в том, чтобы задавать правильное направление нашей христианской жизни.»

Об антиномизме (отрицании Закона в жизни верующих) и законничестве,

«Подтверждает ли святость оправдание? Да. Но укрепляет ли? Нет, ни в коем случае! Выглядит немного по-антиномистски? Конечно — но только в глазах законника!»

о легализме Адама и Евы, послужившего грехопадению.

Как эти два противоположных лагеря беззакония и законничества, на самом деле, являются одним и тем же.

«Против законничества действует лишь одно настоящее средство. Это то же средство, которое Евангелие прописывает и для антиномизма: необходимо понять и вкусить союз со Христом. Это пробуждает новую любовь к закону Божьему и послушание ему. Бог теперь передаёт нам Свой закон в Евангелии. Только это разрывает оковы как законничества (закон уже не отделяется от личности Христа), так и антиномизма (мы не отделяемся от закона, который теперь мы получаем их рук Христа и в силе Духа, запечатлевающего закон на наших сердцах).»

О совести, которая может быть порочной – не признавать грех там, где он, на самом деле, есть и видеть грех там, где его нет.

«Когда наша совесть рисует ограничительные линии вокруг нашей жизни, когда радиус ограничительной окружности меньше, чем радиус ограничений Слова Божьего, тогда неизбежно искажается представление о Боге. И что в результате? Мы видим Его в одном ракурсе, не замечая Его щедрости (а если мы проповедники, то можем ещё и так передавать Его образ другим).»

А также несколько ободряющих глав об уверенности в спасении.

«Реформация показала, что там, где уверенность в спасении становится реальностью, больше нет нужды в длительном сакраментальном процессе, который приводит к полному оправданию. Более того, если все верующие могут обрести уверенность ещё в самом начале христианской жизни (а не только некоторые, и то перед смертью), то власть церкви над людьми немедленно ослабевает. Чего она не может дать, того не может и отнять.»

О том, как этому учит Библия и что может препятствовать уверенности.

«Великие «целители душ» всегда знали, что естественный темперамент, врожденный и сформированный воспитанием, оказывает влияние на уверенность в спасении. Мы не отрицаем, что Писание преподает нам ясное учение об уверенности и что уверенность дается Духом. Но она дается Духом нам и в нас. Она становится частью нашего самосознания, а потому наша личность и наше понимание Евангелия влияют на то, что мы думаем о своих отношениях с Богом.»

Безусловно, это далеко не все темы, которые Синклер Фергюсон раскрыл в книге. Поначалу думала, что она явно не для меня – много церковных, исторических данных, богословской терминологии и шотландцев. Казалось бы – причем здесь я? Но не спешите делать выводы, ведь почти ни одна контекстуализированная современная книга не принесет столько пользы, как эта. С каждой страницей, с каждой главой всё больше и больше понимаешь, насколько важно всё это было осознавать вчера, сегодня и завтра.

P.S. Впервые увидела такое огромное количество сносок (примечаний), которые иногда занимают всю страницу в книге. Это очень ценно, когда автор максимально хочет быть понятным и точным.

Рекомендую к прочтению абсолютно каждому христианину, кто хочет больше укрепляться в вере.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *