5 причин, почему вашей церкви необходимо реформатское вероисповедание

Есть несколько известных вероисповедательных документов в реформатской среде. Но как член конкретной церкви, мне хотелось бы описать 5 основных причин, на мой взгляд, почему наличие Баптистского вероисповедания 1689 года (или Второе Лондонское) необходимо для поместной церкви.

1. Защищает церковь от ереси и лжеучителей.
Полагаю, что самое важное значение вероисповедательного документа – это защита церкви от заблуждений и ереси. Часто люди говорят, что они верят только Библии и им не нужны никакие другие «бумажки», но мы замечаем те же самые реплики у тех, кто откровенно проповедует различные ветра учений или, ещё хуже, учат ереси.

Реформатские баптисты верят в достаточность Писания: 1-й раздел 1689 о Священном Писании гласит: «Священное Писание является единственно достаточной, достоверной и непогрешимой нормой всего спасительного знания, веры и послушания». Однако, согласие с этим пунктом никогда не защищало полностью от ошибок и заблуждений. К слову, защита от заблуждений относится не только к защите от волков, которые из вне могут влиять на общину, но также позволяет общине доктринально оценивать проповеди и в случае каких-либо ошибок – обсуждать их с церковью.

2. Учит быстрее и свободнее ориентироваться в важных доктринах Писания.
Есть множество полезной реформатской литературы для катехизации. Проблема может быть в том, что эти книги разных размеров, разной сложности (в зависимости от эпохи) и имеют разные нюансы в зависимости от вероисповедания автора. Вероисповедательный документ сбалансированно, ёмко и точно определяет самые важные положения для конкретной общины. Этот документ –  трамплин для более глубокого изучения Писания и богословия. Каждое положение в нем подтверждается множеством отрывков из Библии, которые стоит читать вместе с самими положениями. Есть вспомогательная литература для понимания 1689 и истории происхождения конкретного вероисповедания. Например, для Баптисткого Вероисповедания рекомендую Сэмюеля Уолдрона «Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года.»

3. Ограничивает бесплодные споры и распри касательно доктрин кальвинизма.
Чем дольше существует ваша поместная община, тем более вероятно, что на собраниях будет больше разных людей, с разными взглядами на доктрины и практику веры. Некоторые из них захотят стать членами вашей поместной общины, пока не столкнутся с вашим богословием.

Есть ошибочное мнение, что ограничение доктринами кальвинизма (которого придерживаются все реформаты), ограничивает круг общения верующих. Но как сказано раньше – это необходимое ограничение, которое никоим образом не исключает право христианина общаться с разными верующими. Однако, как и для гостей, так и для членов церкви, наличие точного учения, делают открытые споры и разногласия бессмысленными. Потому что вопрос спасения и доктрин – это не вопрос свободы совести (ещё одна важная деталь, о которой дальше упоминается в статье), плавающий или подвешенный взгляд о вкусах и предпочтениях. Это вопрос, который четко и  неотъемлемо связан с конфессией данной поместной общины. Строго изложенные доктрины и учения объединяют всех членов церкви и приводят в «единство веры» (Ефесянам 4:13). Конечно, каждый отдельный член поместной общины может и даже должен приводить аргументы в пользу своей позиции за пределами церкви. Но у гостей общины есть два варианта: 1. Согласиться с учением и присоединиться к поместной общине; 2. Честно отказаться от принятия вероисповедания и искать другую поместную церковь.

4. Защищает от изнуряющих споров на тему практики жизни и «серых зон».
Второе Лондонское, разумеется, не отвечает на все вопросы – надевать женщинам юбку или брюки, сколько рожать детей в браке и на какую сумму покупать жилье. Но есть много тем, которые иногда занимают время на домашних группах: можно ли служить в армии, как нам относиться к правительству и так далее. Например, 23, 24, 25 главы касаются популярных вопросов – о браке, гражданских властях и клятвах. Но все же, одним из самых важных и решающих в вопросе совести и адиафоры является 21 глава: О христианской свободе и свободе совести. Один из параграфов этой главы гласит, что никто, кроме Господа, не может господствовать над совестью христианина. Это означает, что никто не может заставлять вас делать то, чему не учит Писание или заставлять не делать того, что повелевает Бог в Своем Слове. Это, конечно, не означает, что вы должны быть лишены разных рассуждений на злободневные темы о практике жизни. Но свобода как раз подразумевает то, что вы свободны от преданий и «скрытых» смыслов, которые не очевидны в Слове. Когда церковь твердо верит в этот пункт, то тирания, как и со стороны пастора, так и со стороны других членов церкви, становится невозможной.

5. Укрепляет во время совместного служения.
Наличие вероисповедания и подчинения ему всеми членами общины, практически защищает ваше совместное служение с братьями и сестрами. Вы можете с уверенностью совместно благовествовать, наставлять, опекать и творить дела милосердия с членами вашей церкви, зная, что они разделяют с вами одно богословие. Поместная церковь через голосование может с уверенностью выбирать новых пасторов и учителей церкви, зная, что им можно доверять. Напротив, отсутствие единомыслия и подчинения вероучению церкви, как минимум ставит вас в неловкое положение, а учителя в церкви могут приводить к новым сомнениями и путанице.