Ложная дилемма и поклонение

«Если вы верите в ошибочное Евангелие, не имеет значения, насколько искренни вы в своей вере, вы просто искренне ошибаетесь…» (с) Водди Боккам.

Ранее я публиковала статью о ложной дилемме (дихотомии) в благовестии и теперь хочу посвятить, как минимум, ещё одну статью о ложной дилемме, но в контексте поклонения в целом.

Думаю, что многие из нас понимают, что в вере важна искренность. Мы читали и слышали о том, что фарисеи могли знать больше всех в области религии, но сердце их было далеко от Бога. Мы также видим множество набожных людей в нашей стране, которые делают неугодные Богу дела и полагают, что они верующие и заслуживают быть на Небесах.

Истинная вера – добровольная и искренняя. Учение о крещении очень показательно выделило реформатских баптистов, т.к. мы [баптисты] верим, что вера и крещение могут быть только добровольными. И это не может быть связано с тем, что мы «Божье семя» или с решением родителей. Христиане ценят совокупность угодных Богу чувствований в поклонении: слезы раскаяния или радости, мир и покой на сердце через веру обетования.

Однако, стоит обратить наше внимание на то, что искренность стали превозносить над разумом. Знание истины и разум отделили от искренности и даже противопоставили ей. Ложная дихотомия состоит в том, что перед нами стал выбор: либо ты искренен и имеешь близкие отношения со Христом, либо ты умный и у тебя забита голова знаниями, которые не приближают к Богу.

Но совсем иначе говорит Писание в Притчах, превознося мудрость и предупреждая о глупости. Совсем другому учили и пуритане:

«Пуританские проповеди были ясными и понятными. Они рассматривали ум как дворец веры». Джоэль Бики

Стоит отметить, что умом и доктринальностью не просто пренебрегают, а превращают в объект порицания. Человек считается хорошим, искренним братом/сестрой, не заявляя о каких-то конкретных и четких границах в том учении, которым он руководствуется. Как только он заявит, что в богословии и в практике поклонения Богу в церкви есть определённые рамки, зайдя за которые можно впасть в грех или ересь – он «станет» «радикальным», не любящим, неискренним и религиозным. То бишь, чем более вы гибкие и компромиссные, тем больше вас принимают.

В чем проблема такого явления и почему оно происходит – можно писать много. Но мы упомянем лишь то, что одним из причин такого явления есть эмоционализм, т.е. субъективное восприятие действительности через наши чувства, эмоции и личные потребности. Эмоционализм мешает нам в принятии решений. Ведь на первый взгляд (без углубления в вопрос), можно не видеть ничего плохого, например, в церковном хоре, театральных постановках на богослужении, евангелизации через картины, женщинах за кафедрой, концертах для привлечения грешников с мира и даже в экуменизме. А если ко всему добавить лозунг типа «искренне служим во славу Божью», то все вопросы и запреты должны отпасть сами собой. В противном случае, личность, которая «ломает» традиции, устои или нововведения потенциально является вредителем. Она не оценивает «искренность» намерений, а через Писание или вероучение выступает опровергает или подвергает сомнению.

«Невежество – скорее мать ереси, чем истинного посвящения». Коттон Мейзер

Библейская, угодная Богу искренность и «настоящесть» исходит только от истинного поклонения. Знания никогда не подразумевали каменное лицо, отсутствие любви к Богу, отсутствие восхищения, радости, скорби, нежности к близким. Вы можете и даже должны иметь неподдельные эмоции, быть искренними, глубокими в молитве (и расти в этом), любить Христа и людей, имея здравое богословие. Но вся искренность и эмоции не принесут пользы, если методы и практика противоречат Писанию. Более того, какими бы переживаниями вы не были наполнены, если ваше поклонение является греховным и неугодным Богу, вы должны остановиться, изучить Писание, покаяться и изменить своё поклонение. Неважно с какой мотивацией Оза притронулся к ковчегу – Бог умертвил его (2 Царств 6:6-7). Не так важно, какие мотивы были у сыновей Аарона – Бог также умертвил их за чуждый огонь (Левит 10:1-2). Отделение знания от «сердечной» веры является злой затеей, которая никогда так не была популярна, как в наше время.