Ложная дилемма для благовестия

Возможно вы слышали такую фразу: «Не приводите людей в церковь, приводите их ко Христу». Как правило, мы редко слышим подобное, т.к. у нас всё происходит с точностью наоборот. Прагматизм давно захватил евангельские церкви, «приманивая» язычников. Развлекательные концерты, семинары, трапезы, мастер-классы для неверующих, чтобы между строк и решений их проблем (иногда и похотей), можно было вставить так называемую «евангелизацию». Члены церквей также искаженно понимают свою роль в передаче Благой Вести. Они думают, что если приведут кого-то на богослужение, то человек, возможно, услышав призыв в конце, поднимет руку или повторит «молитву грешника», затем за него помолятся и он будет спасен. Это не только неверное понимание Евангелия, а и неверное понимание спасения.

В искаженном отношении к благовестию иногда немалую роль играют и сами пастора. Они стараются сделать проповедь как можно проще, урезать важную терминологию и нацелить на неверующих, лишая твердой и серьезной пищи Его искупленный народ. Естественно, все выше перечисленное – это сравнительно недавние нововведения, которые противоречат реформатскому взгляду на церковь и спасение.

Однако, правильно ли говорить: «Не приводите людей в церковь, а приводите ко Христу». Не думаю, что можно прийти к такому умозаключению без опасений. Поскольку часто за такими словами скрывается идеология разрушительной независимости, которой нужны личные отношения со Христом, но абсолютно не нужны другие братья и сестры и подотчетность церкви о своем хождении перед Богом.

Такая идея неверна, потому Бог не учил подобному в Писании. В Книге Деяний люди примыкали к видимым поместным церквям. Они не просто получали «билет в Царствие Небесное» или переживали опыт возрождения посредством веры в истину о Христе, но за этим всем, чтобы старейшины и другие христиане могли оценить подлинность их веры, они присоединялись к церкви, пребывали в общении, и со всей общиной принимали Вечерю Господню. Апостол Павел очень серьезно относится к вопросу о Вечере: он учит, чтобы мы ждали друг друга, когда собираемся для Причастия, а не самостоятельно приступали к трапезе (1 Кор.11:21-22, 33). Вместо индивидуализма мы видим учением о серьезных взаимоотношениях в контексте церкви.

Внешние должны видеть и знать, как выглядят настоящие церкви. В истинных церквях верующие отличаются особенной любовью и заботой друг ко другу (Иоанна 13:35). Там проповедуются неразбавленные доктрины и проповедь Слова Божьего для обличения, наставления и утешения верующих, а также обличает во грехе и возрождает тех, кого Бог мог избрать из внешних гостей. Несмотря на то, что неверующие могут испытывать на себе доброжелательность, сострадание (благотворительность) со стороны христиан, они будут видеть, что между ними есть огромная разница. Для внешних людей важно лицезреть, чем истинная церковь отличается от секты или других религиозных организаций, включая православную церковь. В поместной общине гостю может оказать внимание незнакомый христианин, который имеет дар в благовестии и учительстве, чтобы ответить на его вопросы и рассказать о Христе (1 Коринфянам 3:8-9).

Поэтому, когда мы говорим, что людям нужен Христос, а не церковь, мы должны быть очень осторожны. Стоит учитывать, что понимание членства в поместной церкви находится в пренебрежении. Существует огромное количество христиан-одиночек, которые верят в полноценное питание с ютубов, онлайн-трансляций, книг, отделяя себя от поместной общины. Да, Бог в Своём благом провидении дал нам технологии для назидания. Но они были и раньше, во времена Сперджена, когда печатались проповеди и о самом проповеднике знали многие – как и прихожане, так и мирские люди. Тем не менее, явление «отшельничества» не было присуще в те времена. Мало кто думал, что он может довольствоваться литературой от постороннего пастора, к которому он не имеет никакого отношения и который не несет за него ответственность.

Некоторые могут возразить: «А что, если приводить некуда? Что, если вокруг нет хороших, здравых церквей?». И это серьезный вопрос потому, что он соответствует реалиям. Но сам вопрос как раз подтверждает то, что наша страна не нуждается в новых реабилитационных центрах, кабинетах душепопечения и парацерковных евангелизационных организациях. Прежде всего, она нуждается в создании новых церквей, основанных на Писании, стоящих на исторических вероисповедательных документах, где последовательно и непротиворечиво излагается истина. А также в реформации тех «старых» церквей, где есть доктринальные заблуждения, распри, непоследовательность в учении, нечестивые и недоброжелательные члены церкви, пасторский тоталитаризм и прочее.

Нам не нужно пользоваться ложной дихотомией, разделяя благовестие и поместную церковь. Несмотря на то, что у нас есть недостаток здравых поместных общин, мы не должны умалять истину. Каждый человек, который отозвался на Евангелие и покаялся, должен примкнуть к поместной общине для совместного прославления, служения Богу, служения верующим, назидательного общения, возрастания во Христе, принятия Вечери Господней со своими братьями и сестрами. Каждый христианин должен учиться евангелизировать и вести непорочную жизнь перед неверующими, а не стараться просто «затащить» кого-то в церковь. Мы не нуждаемся в разделении этих простых, но важных истин.